Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 января 2018, среда, 02:56
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 января 2018, 09:00

Новые дороги, старые проблемы и роль общественного согласия

Новогодний трамвай
Новогодний трамвай

Уникальная связка дорог М5 и М7, спуск на воду судна «Игорь Ильин», попытки улучшить транспортный баланс Москвы и роль общественного согласия в этом вопросе – Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики о итогах года и задачах на будущее в транспортной сфере.

Итоги и наиболее важные события 2017 года

Самые интересные события в транспортной сфере происходили в этом году за пределами столицы. Надо сказать, что читающая публика в основном рассматривает транспорт в том аспекте, есть ли пробка на Бульварном кольце и сколько стоит парковка на Мясницкой улице. А любопытные события происходят не здесь. Из таких событий я бы назвал самым интересным открытие системы из двух мостов через реки Буй и Кама в районе Камбарки (Республика Удмуртия). Это один из самых успешных в России проектов, которые образовали связку между дорогами М7 и М5, то есть «Волга» и «Урал».

В России очень мало строят в транспортной сфере, но это – очень успешный проект. К сожалению, он не получил должной медийной поддержки по причинам, никак не связанным с транспортным содержанием проекта. Если помните, глава республики [Александр Соловьев] был отстранен от должности, а потом и арестован по коррупционным обвинениям. В результате пиар-эффект реализованного при нем проекта был чрезвычайно смазан. Но все же сам проект крайне интересен с любой точки зрения.

 
Строительство моста через Каму в Удмуртии
pfo.gov.ru

Во-первых, он выполнен в значительной степени на частные деньги. Это классический проект ГЧП, государственно-частного партнерства, не формальный, где частных средств только 5%, а остальное – из бюджета – нет, тут 40% денег изначально было частных, еще 40% частный инвестор занял ВТБ, и только 20% добавил Инвестфонд Российской Федерации. То есть формат этого проекта – совершенно классический РРР, Public Private Partnership. Кроме того, это два красивых моста с огромным влиянием на жизнь огромного же региона. Меня новость об из строительстве обрадовала, тем более, что организатора проекта я лично знаю. И на мой взгляд, открытие этих мостов – очень важное событие.

Но если мост, который строится через Керченский пролив, и без моих слов достаточно хорошо известен публике, то про этот проект вообще почти никто не знает! Нет, местные жители, конечно, отлично знают. Еще знают дальнобойщики (и ругаются, что мосты платные).

Из очень интересных проектов надо отметить еще вот какой: на Окской судоверфи (она находится в городке Навашино Нижегородской области) летом 2017 года было спущено на воду уникальное морское техническое судно для водолазных работ – «Игорь Ильин». Это тоже очень любопытное событие, и я вручал создателям судна награду как председатель жюри. Я знаю и его проектировщиков, и его строителей. В нашем вполне скромном портфеле успехов в области кораблестроения спуск такого судна – выдающееся событие. Оно делает возможным водолазные работы на глубине до 60 метров при достаточно сильном волнении на море. То есть это хороший, современный европейский уровень вспомогательного кораблестроения (вспомогательного – потому что речь идет об обслуживающем, а не перевозящем судне, о судне для водолазных работ).

 
Торжественная церемония спуска многофункционального морского водолазного судна-катамарана проекта SDS18 "Игорь Ильин"

Могу назвать еще несколько интересных событий, но все эти проекты для московской публики неизвестны и их названия не говорят ей ничего. Я слежу за форумами и обсуждениями, возникающими после очередной моей лекции или заметки в газете, слежу за своей почтой в Вышке (она открытая, туда может писать любой желающий) – и с грустью могу сказать, что общественный интерес в области транспорта фантастически москвацентричен. Публика, в том числе вполне просвещенная, читающая и грамотно пишущая, интересуется этим в Москве, особенно в центре Москвы. Остального словно не существует, и даже вполне добросовестные корреспонденты, которые меня спрашивают, или оппоненты, которые со мной спорят, этого не замечают. Спектр интересов – автомобили, центр Москвы, парковки, скорости, пробки.

Что в этой части произошло? А, собственно, ничего интересного. Вот сейчас можно подвести некоторые итоги огромной, без оговорок, деятельности городской администрации, ее строительной и транспортной частью. В Москве с прихода Собянина транспортное строительство было абсолютно грандиозным – и по вложенным инвестициям, и по технической сложности реализованных проектов. Это была работа, беспрецедентная за все время существования города – а в итоге мы все равно стоим в пробках! Несмотря на все это.

И здесь я могу сказать грустную простую вещь. В момент начала транспортной программы Собянина соотношение между асфальтом и автомобилями в Москве было очень скверным по любым мировым меркам. Для того, чтобы город ехал, нужно, чтобы на один автомобиль приходилось хотя бы 150 квадратных метров асфальта общего пользования – улиц, дорог, шоссе, проспектов и т.д. Но в Москве эта цифра была – меньше 30. Что произошло за последние шесть лет? За это время количество заасфальтированных квадратных метров выросло где-то на 5%. А прирост спроса автомобилей за это время был – в пределах десятков процентов. То есть общий баланс не улучшился, а ухудшился.

Да, был проведен совершенно грандиозный эксперимент, когда были потрачены огромные деньги, реализованы очень интересные мощные проекты – вот, например, проект с развязками на МКАДе просто замечателен. А результат какой? Да, немного прирастили объемы предложения ресурса, улично-дорожной сети. Но объем спроса-то вырос еще больше! Сбить объем спроса правительство города, конечно, пыталось. И самым сильным механизмом, который мог притормозить спрос, сгладить его, стали платные парковки. Но могу сказать, что их эффект рассосался к 2018 году уже практически полностью. Люди, которые привыкли ездить, привыкли либо платить, либо находить обходные пути. Самый забавный результат – переполненные дворы в центре города, где люди ставят автомобили, выставляя на лобовые стекла таблички «Звонить по такому-то мобильному телефону».

То есть рынок эффект от платных парковок уже учел. И баланс спроса и предложения сейчас по-прежнему ужасен, как и шесть лет назад. Нужны более сильные средства! Плюс еще одна забавная штука: из-за того, что в центре припаркованных автомобилей стало меньше, мне любой навигатор подсказывает, что лучший путь идет через центр города. Словом, тут как с лысиной, которую чтобы закрыть, можно зачесать волосы или налево, или направо. Тут тоже нечто в этом роде. Если сравнивать с пяти-шестилетней давностью, у нас ситуация на въездных магистралях стала лучше, а на выездных – нет, а может, даже и хуже. Если сам баланс кривой, то никакие улучшения его не спасут: где-то станет лучше, а где-то – и хуже. Глобально же баланс, повторю, остался примерно прежним или даже ухудшился.

Ожидания, прогнозы на 2018 год

Что в этой сфере предстоит? Предстоит искать общественное согласие. Потому что если абсолютное большинство московских автовладельцев (а их сильно больше 4 миллионов) по-прежнему считает, что существует физическая возможность построить за счет города дороги и парковки так, что всем будет место, чтобы ездить и парковаться, то сделать вообще ничего нельзя. Пока эта идея доминирует в общественном сознании, сделать нечего! То, что она идиотская (специально употребляю тут резкое слово), очевидно: любой разумный человек, которому интересно разобраться, а не просто поругаться, может сам посчитать некоторые элементарные цифры. Они и публиковались много раз, все это доступно.

Было не раз установлено: идея о том, что в Москве можно положить достаточно асфальта для того, чтобы все 4 миллиона автомобилистов могли хорошо и весело каждый день где-то ездить и парковаться, – это ерунда. Есть таблица умножения. Мне, может, тоже хотелось бы, чтобы дважды два было не четыре, а хотя бы восемь – но, к сожалению, этого не получается.  

Так что до достижения общественного согласия сделать для транспортной ситуации в Москве вообще ничего нельзя. А по его достижении, когда мы упремся в какой-то забор и вынуждены будем стать умнее, мы начнем применять рецепты, которые хорошо известны. Я отношусь к этому абсолютно философски по простой причине: я читал и слышал от своих старших товарищей, что в 1960-ые годы веселые парижане запустили мем (правда, слова «мем» тогда еще не было, как не было и интернета; ну, скажем тогда, что они придумали щутку) «Мы не для того делали Французскую революцию, чтобы платить за парковку наподобие янки!». Ну да, в Америке платная парковка возникла еще в середине 1930-х годов. А Париж в результате постоял в заторах, заторах капитальных и серьезных. Но, слава богу, в результате научились.

Да, можно учиться и так, засовывая два пальца в розетку, а можно книжки читать и по ним учиться. Хотим мы тоже засунуть два пальца в розетку? Ну хорошо, с этим я не могу спорить. Но вот потом, когда мы убедимся, что легкого пути просто нет, тогда начнем делать стандартные вещи, связанные с регламентацией размещения автомобилей. А мы к этому вообще еще не подступали: по крайней мере 80% всех московских автомобилей стоят, мягко говоря, на чужой земле. А это сложная задача, по сравнению с которой платная парковка в центре – так, легкая прогулка. А есть еще всякие вещи вроде платного въезда, покилометровой платы и так далее. Все это нам придется делать.

Но, повторю: сначала должно быть общественное согласие, понимание большинством московских автомобилистов, что меры по сдерживанию спроса по ежедневные автомобильные поездки – фискальные, денежные меры – неизбежны. Вот когда это понимание придет, тогда правительство города, кто бы в этот орган ни входил, сможет с легкостью что-то сделать. А пока нет общественного согласия – увы. Кто же хочет народных волнений? 

Что в Москве из того, что уже сделано, останется надолго и будет, безусловно, позитивным, так это мероприятия в области общественного транспорта. Я очень высоко оцениваю пуск Московского центрального кольца. Я с огромным оптимизмом (правда, с неменьшим и юмором) воспринял идею московских железнодорожных диаметров, уже озвученную на политическом уровне. С оптимизмом – потому что это очень хорошо и правильно, а с юмором – потому что эту идею обсуждали еще авторы Генплана 1971 года. Со многими из них я был знаком, но потребовалось 46 лет, чтобы эта идея с письменного стола планировщика попала на стол очень высокого начальства.

В плюс городу – и достаточно мощное развитие метрополитена (за время работы администрации Собянина метрополитен получил беспрецедентное развитие), и обновление парка всего городского общественного транспорта (имеются в виду автобусы, и трамваи, и вагоны метро). Но хотя к сделанному я отношусь стопроцентно позитивно, должен отметить: сдвиг общественного сознания, подталкивающий отказаться от поездок на автомобиле в пользу быстрых поездок на общественном транспорте (а я, уже не как теоретик, а как обыватель, как старый москвич, могу сказать, что на 144 автобусе по Ленинскому проспекту мне доехать до центра города быстрее, чем на автомобиле), еще не произошел. Огромное количество людей искренне считают, что общественный транспорт – он «для лохов», а они, такие крутые, поедут на автомобиле.

То есть вопрос тут именно в общественном сознании. Город, со своей стороны, делает что может: общественный транспорт становится более приличным. Но проблемы в движении общественного транспорта устранить пока не удалось – на мои лекции мой оппонент легко может сказать мне: «Михаил Яковлевич, вы когда в последний раз пересаживались на «Таганской» или на «Киевской»?» А там в утренние или вечерние часы пик действительно могут капитально помять, это чистая правда. Да, Москва и по поводу метрополитена много чего делает, и первый шаг – это, конечно, МЦК, дополнительный пересадочный контур. В течение ближайших лет будет сформирован новый пересадочный контур – уже внутри собственно метро. И это позволит смягчить ситуацию в тех самых пересадочных узлах. Но, опять же, тут тоже важен вопрос сдвига общественного сознания. Без него, без отказа от идеи «в метро ездят лохи, а такие, как я, – на автомобиле», мы ничего не улучшим.

Словом, без этого мы еще несколько лет простоим в заторах – все более крупных и крутых. Ну, и, наверно, поумнеем.

Вот это было про Москву. А что касается развития не московской транспортной сети, которая развивается очень хорошими темпами, но никак не может выправить свой дисбаланс, то по России оно идет довольно скромно. Мы мало строим железных и автомобильных дорог: в 2017 году единственной крупной железнодорожной стройкой стала прокладка путей в обход Украины. Это, собственно, и все, что мы построили. Нет, работа была – шли ремонты, реконструкции. Но грандиозных сдвигов, как те, которые происходят в окружающих нас странах, у нас не видно.

Закончу грустным для нас сравнением. Сеть высокоскоростных железных дорог high speed rail (это дороги, по которым движутся со скоростью под 300 километров в час) в Китае к началу 2017 года составляла 22 тысячи километров, а с учетом строек, которые там сейчас идут, к концу 2018 года там будет 38 тысяч километров таких дорог. В тесной Западной Европе, где, казалось бы, и просторов таких нет, общая протяженность high speed rail составляет 15 тысяч километров. У нас в этой категории протяженность дорог равна нулю. И это для меня как транспортного теоретика печально, но никаких сдвигов у нас тут пока не намечается.

Мы также мало строим автомобильных дорог: все наши стройки в этой области и так у всех на слуху, это очередной  участок М4, например. А этого очень мало. Если китайцы, наши соседи, строят автодороги тысячами километров, мы строим их десятками километров. То есть разница тут – в два порядка. Цифр по 2017 году у меня пока нет, а вот по 2016 году скажу: китайцы построили автодорог высшей технической категории 11 тысяч километров, а мы – сто километров. Это меня огорчает.

Это что касается задач на будущее, а о прогнозах говорить в нашем случае нет смысла. Какие прогнозы? У нас есть бюджетные корректировки Москвы до 2020 года, и они абсолютно понятны: Москва будет много строить. Много строить и по метрополитену, и по улично-дорожной сети, и в Москве это уже не прогнозы и не ожидания, а инвестиционная программа – она уже утверждена, это факт, который почти со стопроцентной точностью случится. Параметры федерального бюджета в этой области тоже известны. Там, к сожалению, очень мало всего, но бюджет на ближайшие три года тоже известен.

Читателям «Полит.ру» – рекомендации, что почитать-посмотреть на каникулах

 
Михаил Блинкин

Я дам очень мрачную, но абсолютно реалистическую рекомендацию: да хоть что-то читайте! Я был по-настоящему фраппирован в 2017 году: читал лекцию в очень молодой аудитории во Владимирской области и вынес на один из слайдов лекции цитату из Венечки Ерофеева – о том, что важно «прожить так, чтобы не ошибиться в рецептах». И спросил (а в аудитории было человек 300), кто читал «Москва – Петушки»? Во всей аудитории поднялись две руки. Выяснилось, что это – два студента, которые родом из города Петушки, и для них это – ну, своего рода национальный символ и авторитет.

Или, например, я читал лекцию в МАДИ и вынес на слайд цитату из Олжаса Сулейменова: «Нам некуда спешить, мы не торопимся». И тоже в аудитории нашлась только одна образованная девочка, которая читала Олжаса Сулейменова. И все.

Так что я желаю читателям «Полит.ру» читать хоть что-то. Я не готов отнимать хлеб у моих друзей, которые занимаются литературной критикой и следят за литературным процессом, потому и ограничусь таким самым абстрактным советом.

Пожелания читателям «Полит.ру»

Пожелания читателям «Полит.ру», пожалуй, за пределами моей профессии! На самом деле я пожелал бы читателям «Полит.ру» попасть на балет «Нуриев»: я сам с детства, когда учился в музыкальной школе, много ходил на Тбилисский балет и насмотрелся балетов. На этот конкретно спектакль я не попал, но очень желаю всем на него попасть. Полагаю, кстати, что когда этот балет повезут в Европу, на него станет проще попасть, чем в Большом театре. По крайней мере, сам я только на это рассчитываю.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23.01 20:59 В Сирии нашли памятник российским добровольцам
23.01 20:39 Собчак отправится в США для сбора средств на кампанию
23.01 20:26 ОБСЕ сообщила о гибели 86 мирных жителей в Донбассе за год
23.01 20:12 В правительстве прокомментировали отмену показа «Смерти Сталина»
23.01 19:58 Кредиторы сельскохозяйственного холдинга «Настюша» решили его обанкротить
23.01 19:48 Кириенко подвел итоги полуфиналов конкурса «Лидеры России»
23.01 19:37 Директор департамента МИДа стал постпредом России при ОПЕК и МАГАТЭ
23.01 19:22 В Думе предложили ввести допризывную и вневойсковую подготовку граждан
23.01 19:02 МОК прокомментировал недопуск россиян к участию в Олимпиаде-2018
23.01 18:59 ФАС объяснила рост цен на бензин
23.01 18:39 В Думе предрекли коллапс вторичного рынка жилья из-за узаконенного сожительства
23.01 18:27 Минкомсвязи отвергло новые ограничения в интернете из-за ЧП в школах
23.01 18:17 МОК пригласил на Олимпиаду лишь трех российских биатлонистов
23.01 18:06 Глава ФСИН рассказал о сокращении числе заключенных на треть за 10 лет
23.01 17:56 ФХР назвала не приглашенных на Олимпиаду хоккеистов
23.01 17:49 Минюст утвердил процедуру выдачи справки о смене пола
23.01 17:26 Пучдемон дважды поцеловал испанский флаг на камеру
23.01 17:05 Руководство оренбургского Минлесхоза уволили за фривольное видео
23.01 17:02 Росстат сообщил о сокращении производства сигарет в России на четверть
23.01 16:47 Жена экс-главы Минфина Подмосковья заочно приговорена к 11 годам колонии
23.01 16:44 Минкульт отозвал прокатное удостоверение у «Смерти Сталина»
23.01 16:43 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в список номинантов на «Оскар»
23.01 16:31 Директора кадетской школы в Люберцах уволили после массового отравления
23.01 16:20 В Союзе биатлонистов предложили отправить Мутко лыжным тренером в Магадан
23.01 16:17 Песков анонсировал встречу Путина с доверенными лицами
23.01 16:01 Эксперты оценили миграцию иностранцев в Россию и россиян за рубеж
23.01 15:58 Москвичам пообещали небывалый перепад температур
23.01 15:38 В трех городах началась эвакуация офисов «Яндекса»
23.01 15:34 Суд в Москве забраковал большинство исков к Apple из-за замедления iPhone
23.01 15:21 СМИ узнали причину недопуска лидеров сборной России на Олимпиаду
23.01 15:16 Часть мест британцев в Европарламенте отдадут новым членам ЕС
23.01 15:02 Facebook изменил правила размещения политической рекламы
23.01 14:42 Путин рассказал об идее новой меры наказания для судей
23.01 14:33 МОК не пустил двух российских фигуристов на Игры
23.01 14:23 Глава Минкомсвязи отметил полную заменяемость ПО Microsoft российским
23.01 14:21 В начале февраля мимо Земли пролетит астероид
23.01 14:17 Хоккейная сборная России может остаться без ведущих игроков на Олимпиаде
23.01 14:02 Mercedes отзовет в России более 6600 автомобилей из-за подушки безопасности
23.01 13:51 Опрошенные россияне назвали Гагарина главным кумиром XX века
23.01 13:45 Керимов вернулся во Францию после поездки в Россию
23.01 13:33 Роскосмос создаст новую станцию на базе затопленной МКС
23.01 13:28 МОК не допустил российских чемпионов мира к участию в Олимпиаде
23.01 13:15 В Кремле назвали «удручающей новостью» недопуск ряда спортсменов на Игры
23.01 13:04 Токсин SsTx позволяет гигантским сколопендрам убивать добычу в 15 раз крупнее себя
23.01 12:59 Турчак анонсировал ребрендинг ЕР
23.01 12:51 На Украине назвали причину сокращения транзита российского газа
23.01 12:40 Песков подчеркнул официальность предложения по военной технике из Крыма
23.01 12:23 Прокурор рассказал в суде о взятке партнеров Шакро главе СК по Москве
23.01 12:23 РУСАДА дисквалифицировало восьмерых спортсменов за допинг‍
23.01 12:07 Строение черепа позволяет петуху не слышать свое кукареканье
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемеровская область Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.