27 июня 2017, вторник, 08:17

19 июня 2017, 00:01

Мемория. Виктор Пацаев

Виктор Иванович Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Пацаев, советский космонавт, член погибшего экипажа «Союз-11».

Личное дело

Виктор Иванович Пацаев (1933–1971) родился в городе Актюбинске (Казахстан) в русской семье. Его отец, Иван Пантелеевич, был служащим. Когда началась война, добровольцем ушёл на фронт и в октябре 1941 года погиб в боях под Москвой. Мать, Мария Сергеевна, осталась одна с двумя детьми. В 6 лет Виктор пошёл в школу. Первый класс окончил с похвальной грамотой. Спустя год после войны мать снова вышла замуж и семья переехала в дом отчима Ивана Ивановича Волкова, который после смерти жены остался с четырьмя детьми – Викторием, Анатолием, Геннадием и Эммой. В 1948 году семья перебралась в город Нестеров Калининградской области. Отчима Виктора поставили на должность начальника сберкассы, а Мария Сергеевна устроилась продавцом.

В 1950-м  Виктор Пацаев окончил школу и получил аттестат. После выпускного вечера он подал документы в Московский геологоразведочный институт на факультет аэрофотосъемки. Виктор успешно сдал все экзамены, но не набрал нужного количества баллов, и ему предложили перевестись в Пензенский индустриальный институт. В течение всего первого курса он не расставался со своей мечтой – снова перевестись в геологоразведочный, но в это время в его институте на факультете точной механики открылось отделение счетно-аналитических машин, и Виктор подал заявление в деканат о зачислении его на новое отделение.

В 1955-м окончил Пензенский индустриальный институт и был направлен на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометслужбы СССР. Участвовал в конструировании приборов для метеорологических ракет.

В 1958 году перешел на работу в КБ Королева. Работал в конструкторском отделе антенно-фидерных устройств. Через десять лет был принят в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 3).

В 1971-м совершил свой первый и последний полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Экипаж, в состав которого входил Пацаев, стал первым экипажем на орбитальной станции «Салют-1».

Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. 30 июня 1971 при спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11». Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Чем знаменит

Виктор Пацаев стал одним из первых, кто отметил день рождения в космосе, и одним из первых, кто погиб при покорении космоса.

Также он был первым в мире астрономом, работавшим за пределами земной атмосферы. На орбите, в частности, он провел спектрографирование звезды Бета Центавра при помощи орбитальной обсерватории «Орион».

О чем надо знать

Виктор Пацаев

Пацаев любил не только читать, но и писать – в институте его статьи в газету «Молодой ленинец» получались настолько интересными, что его настоятельно приглашали заняться профессиональной журналистикой. Однако, у молодого специалиста были другие планы.

К середине 1960-х годов встал вопрос о подготовке к космическому полету гражданских инженеров. Это вызвало резкое недовольство военных – «гражданских» считали слабо подготовленными к нагрузкам. Тем не менее, решение о создании в отряде космонавтов группы гражданских специалистов было принято.

Прямая речь

Сестра Виктора Галина: «Еще не летал в космос Юрий Гагарин, когда Виктор взял у родителей книгу "Путешествие на Луну" К.Э. Циолковского, а только начались космические полеты, как Виктор Иванович Пацаев понял, что хотел бы полететь в космос».

5 фактов о Викторе Пацаеве

• Заявление с просьбой о зачислении в отряд космонавтов подавали многие, но Виктор Пацаев оказался в числе тех немногих, кто смог пройти все жесткие медицинские тесты.
  • Пацаев был «дублером» Валерия Кубасова, у которого врачи обнаружили затемнение в легком. Государственная комиссия всего за несколько часов до старта – беспрецедентный случай в истории отечественной космонавтики – приняла решение заменить основной экипаж на дублеров. Командир основного экипажа Алексей Леонов был против, предлагая заменить Валерия Кубасова в основном экипаже на Владислава Волкова, однако с этим были не согласны ни сам Волков, ни его товарищи. В итоге экипаж дробить не стали, опасаясь психологических проблем. Таким образом, неожиданно для себя, Виктор Пацаев 6 июня 1971 года отправился в космос на «Союзе-11».
  • Расследование катастрофы показало, что на высоте 170 километров  при разделении отсеков спускаемого корабля  произошло несанкционированное открытие воздушного клапана, результатом чего стала разгерметизация – всего через несколько десятков секунд давление в спускаемом аппарате упало до нуля. Пацаев, Волков и Добровольский попытались устранить неисправность, но времени у них не было – через 20–30 секунд они потеряли сознание в результате резкой декомпрессии, а еще через пару минут их сердца перестали биться.
  • Начиная с кораблей серии «Восход» советские космонавты не использовали скафандры – инженеры были убеждены, что разгерметизация практически невозможна и «в космос можно летать даже в трусиках». После гибели экипажа «Союза-11» космонавты вновь надели скафандры.
  • Виктор Пацаев, Георгий Добровольский и Владислав Волков были похоронены в Кремлевской стене. Пацаеву и его товарищам посмертно были присвоены звания Героев Советского Союза.
  • В 1973 году на месте приземления «Союза-11» по постановлению Совета министров СССР был установлен памятный знак, на данный момент уничтоженный вандалами.

Материалы о Викторе Пацаеве

Статья о Викторе Пацаеве в Википедии

Мы не все вернемся из полета...

Главные новости

26.06 21:05 Трамп и Навальный вошли в топ-25 самых влиятельных людей в интернете по версии Time
26.06 20:22 Марадона приедет к Путину обсудить ЧМ по футболу 2018 года
26.06 20:05 В Воронеже опровергли сообщения о прекращении выпуска Ан-148
26.06 19:48 В Госдуме обвинили торговые сети в росте цен на продукты
26.06 19:23 Верховный суд США разрешил Трампу частично ввести в действие миграционный указ
26.06 19:10 ФИФА сообщила об отрицательных допинг-тестах сборной России на Кубке конфедераций
26.06 18:58 Миграционные процессы Римской империи изучают при помощи черепов
26.06 18:47 Путин внес на ратификацию конвенцию СЕ о конфискации доходов от преступной деятельности
26.06 18:31 Telegram выложил инструкцию по обходу возможных блокировок
26.06 18:15 Министры энергетики ЕС не дали Еврокомиссии мандат по «Северному потоку-2»
26.06 17:52 Трамп потребовал извинений за обвинения в сговоре с Россией
26.06 17:42 Ученые изготовили сосуды способом калифорнийских индейцев
26.06 17:32 Истребитель ВВС США взорвался на аэродроме в Калифорнии
26.06 17:07 Суд постановил эксгумировать тело Сальвадора Дали для установления отцовства
26.06 16:55 Багдасарян пойдет под суд за уклонение от обязательных работ
26.06 16:34 Театральные менеджеры России попросили отменить арест экс-директора «Гоголь-центра»
26.06 16:05 СБУ обвинила Россию в организации нападения на офис «Батькивщины»
26.06 15:51 Актер Валентин Гафт госпитализирован с острой болью
26.06 15:32 Новый президент Франции назвал Россию агрессором
26.06 15:10 Дуров не поверил в заявление ФСБ об использовании Telegram террористами
26.06 14:55 Древнее кладбище обнаружено в столице Никарагуа
26.06 14:50 Владимир Этуш попал в больницу с подозрением на перелом позвоночника
26.06 14:38 Песков прокомментировал сообщения о формате встречи Путина и Трампа на G20
26.06 14:26 Генсек ОБСЕ прокомментировал отказы в выдаче Шенгенских виз жителям Крыма
26.06 14:10 Песков назвал возможную блокировку Telegram не вопросом Кремля
26.06 13:50 Стоимость продуктовой корзины в России растет в пять раз быстрее инфляции
26.06 13:21 Россия прекратит производство российско-украинского самолета Ан-148
26.06 12:52 Самки леопардов начинают самостоятельную жизнь раньше
26.06 12:50 Главой российского Deutsche Bank станет руководитель украинского подразделения
26.06 12:26 В «Газпроме» прокомментировали заявление Порошенко о «Северном потоке – 2»
26.06 11:57 Клименко прокомментировал заявление о роли Telegram при подготовке теракта в Петербурге
26.06 11:31 Силуанов заявил о достижении соглашения с Кадыровым по финансированию Чечни
26.06 11:16 Белоруссия допустила покупку у России комплексов «Искандер»
26.06 10:55 Казахстан отказался пускать в страну инновационные вагоны РЖД
26.06 10:37 Утверждены требования к аппаратуре для использования в системе ГЛОНАСС‍
26.06 10:16 В Барнауле на координатора штаба Навального напали с ножом
26.06 09:56 «Единая Россия» не будет использовать цитаты Путина на региональных выборах
26.06 09:41 Власти Южной Кореи планировали убийство Ким Чен Ына
26.06 09:22 СМИ рассказали о плане США легализовать через ООН вторжения в третьи страны
26.06 09:11 В Госдуме предложили ужесточить наказание за коррупцию‍
26.06 08:51 ФСБ заявила о подготовке теракта в метро Петербурга с помощью Telegram
26.06 08:36 Сталин возглавил рейтинг выдающихся исторических личностей
26.06 08:19 Создатель Telegram назвал требования Роскомнадзора противоречащими Конституции
26.06 08:03 CNN ограничила распространение материалов о России
25.06 20:51 Порошенко анонсировал соглашение с США о поставке на Украину вооружений
25.06 20:27 Германия и Чили вышли в полуфинал Кубка конфедераций
25.06 20:02 Израиль вновь нанес удар по позициям армии Сирии
25.06 19:38 Пятые «Трансформеры» оказались самой коммерчески неудачной частью франшизы
25.06 19:06 В Росприроднадзоре рассказали об осаде свалки в Балашихе с привлечением ФСБ
25.06 18:42 Захарова прокомментировала заявление Макфола об уходе Кисляка
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Валентина Матвиенко ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Стоимость услуг Полит.ру